В долине реки Башкаус расположены священные горы Такылган, Батыр Коль и другие. Как отмечает Э.В. Екеева, «гора около озера Батыр-Коль находится в 2 км от села Саратан Улаганского района.
Река Башкаус
Существует предание о том, что в давние времена тувинцы (сойокдор) часто «приходили с войной» к алтайцам-теленгитам. Однажды прошла молва о том, что тувинцы-сойонгдор вновь собираются нанести «удар». Алтайцы стали ждать их около высокой горы, на берегу озера. В этой схватке бились два богатыря - алтайский и тувинский, которые умерли, утонув в озере. С тех пор это озеро стали называть Баатыр Кöл (Богатырское озеро). Если хорошо присмотреться, то она похожа на лежащего богатыря.
Гора Такылган находится в урочище Арт-Бажы, в 4 км к северу от села Саратан. Она является культовой горой клана Тазрановых, где ежегодно весной и осенью проводятся обряды поклонения «хозяину» Алтая.
Гора Ат-Бажы (Ат-Баши) находится вблизи села Саратан, на высоте около 1000 м. В переводе с алтайского языка название горы означает «лошадиная голова, вершина» (Молчанова, 1979). По рассказам местных жителей, на этой горе переворачивался аргымак - священный скакун. Поэтому люди перегоняют туда домашний скот, особенно лошадей. Есть поверье о том, что вода и трава на этой горе благоприятно влияют на скакунов и поэтому перед скачками их угоняют туда, три дня ночуют там.
В 30 километрах от села Улаган на водоразделе речных долин Башкауса и Чуй высотой 2080 м расположен Улаганский перевал.
Улаганский перевал
Слова «улаган» с алтайского языка переводится как «соединённый» или от монгольского слова «улаан» - «красный» (Молчанова, 1979). С этого перевала видны вершины гор Восточного Алтая и Курайского хребта. Ниже перевала находится множество красивых озёр - Узун-кёл, Сары-ачик и другие.
Курайский хребет
В долине реки Чуя, в окрестности села Чибита расположена гора Эже-Туру. На эту священную гору женщинам нельзя подниматься, а также не разрешается пасти домашний скот. По очертанию гора похожа на конское седло, поэтому, наверное, название горы переводится как «стоящие парно».
Автор: Э.В. Екеева
Предыдущая статья здесь, продолжение следует.