В 1985 году В.Д. Кубаревым на Алтае (в Онгудайском районе) была открыта новая археологическая культура, получившая название «каракольская». Она датируется концом III – началом II тыс. до н.э. и представлена наскальными рисунками и курганами с кольцевой оградой, а также несколькими захоронениями в каменных ящиках и грунтовых могильных ямах, перекрытых массивными каменными плитами. Некоторые исследователи относят к данной культуре плиты с рисунками и округлыми углублениями – лунками. Основной особенностью данной культуры являются полихромные (разноцветные) рисунки: на плитах каменных ящиков красной, черной и белой краской нанесены изображения человекоподобных существ в масках с короной из перьев или с рогами, с украшениями на костюме и рукавах.
В пределах села Каракол археологи раскопали серию каменных склепов, на стенках которых имеются многочисленные изображения загадочных существ. Солнцеголовые и звериноголовые антропоморфные мифические персонажи смотрят на зрителя с каменных плит, скрывая в себе тайну непонятного мировоззрения древних. Погребения находились в каменных ящиках, устроенных в ямах. Похороненные лежали вытянуто на спине или на правом боку со слегка согнутыми ногами головой на запад или восток.
Каракольские фантастические существа сочетают в себе черты человека и животного – бычьи рога, звериные когти, морды, удивительно похожие на заячьи, «трехпалые» конечности, верхние и нижние. Такое сочетание становится понятным, если допустить, что все каракольские фигуры изображены в ритуальных масках и костюмах.
Еще одна интересная особенность каракольских изображений – сочетание в одной фигуре нескольких проекций (например, лицо и туловище – анфас, ноги – в профиль). Этот яркий стилистический прием делает похожими каракольские рисунки на древнеегипетское искусство.
Что касается смыслов сюжетов, изображенных на плитах каракольских гробниц, то они могут допускать самые различные истолкования. Ясно одно: перед нами явно мифологические сцены, связанные с представлениями древних людей об устройстве мира. Быть может, это изображения божеств, призванные помочь умершему в переходе из мира живых в мир мертвых, или, как утверждает В.Д. Кубарев, борьба между светлыми и темными духами.
Между тем, самым неожиданным открытием в данной истории является восстановление подлинного смысла названия местности – Каракол. Ранее было непонятно, почему местность так называлась. Ведь «кара кцл» по-алтайски означает «черное озеро», т.е. озеро, питающееся подземными водами. Но в долине реки Каракол таковых нет. Когда же были открыты рисунки на каракольских саркофагах, то все встало на свои места. Оказалось, что первоначальное выражение, от которого возникло название Каракол, было «кёл» – рука. Именно черноруких фантастических существ скрывала тайна каракольских курганов. Видимо, пять тысяч лет назад на этой земле разыгрывались шаманские мистерии, изображавшие солнцеголовых божеств с черными руками-крыльями. Давным-давно забыли об этих обрядах жители Каракольской долины, а ее имя сохранялось долгие тысячи лет. И в этом тоже проявляется экологичность сознания коренных жителей: трепетное отношение к традициям и древним знаниям.
К эпохе поздней бронзы (II – нач. I тыс. до н.э.) можно отнести расцвет звериного стиля в декоративно-прикладном искусстве Горного Алтая. В этот период стилизованные изображения животных появляются одновременно в наскальных рисунках, торевтике (изделиях из металла), резьбе по кости, камню и дереву. Культ зверя, который в наскальном искусстве Горного Алтая выразился в преобладании таких сюжетов, как горный козел, баран, олень, несомненно, связан и с культом плодородия, и с космогоническими представлениями (миф о небесной погоне, звере-прародителе).
Исключительно богаты и разнообразны петроглифы памятников Калбак- Таш Онгудайского и Елангаш Кош-Агачского районов Республики Алтай. Наиболее ранние наскальные изображения этих памятников относятся к эпохе неолита (более IV тыс. лет до н.э.), в то время как позднейшие рисунки датируются эпохой средневековья. Таким образом, разница между ранними и поздними петроглифами составляет не менее 3 тыс. лет. Среди древнейших наскальных рисунков Горного Алтая, имеющих возраст около 5 тыс. лет – петроглифы в бассейне р. Аргут и в районе с. Кучерла.
Среди древнейших сюжетов можно назвать изображение женщины, держащей в поводу крупное животное, фигуры мужчин-охотников в грибовидных шляпах, изображения колесниц, вьючных быков. Древнейшие рисунки животных часто контурные, полностью прорисованной (выбитой) может быть голова, туловище же «пустое». Эта особенность отсылает нас к сказкам сибирских народов: современные охотники-ханты рассказывают о духах - хозяевах тайги, которые являются людям в виде гигантских человеческих фигур или животных, сквозь сияющие очертания которых можно видеть лес, и горы, и все, что есть в том месте.
Авторы: И.А. Жерносенко, Э.П. Дворников
Предыдущая статья здесь, продолжение следует.